понедельник, 18 июля 2016 г.

Как мы ездили в Бордо на Евро-2016

Наша поездка на чемпионат Европы-2016 имеет некоторую предысторию, которая берет корни в 2012 году. Тогда мы впервые посетили европейский форум, поехав в славный украинский город Донецк, ныне переживающий не лучшие времена, на полуфинальный матч Евро-2012. Поездка, включившая в себя долгий переезд на поезде Минск-Мариуполь, отдых на море, фирменную электричку Мариуполь-Донецк, потрясную Донбасс-Арену и матч любимых команд моих спутниц Испании и Португалии, оставила настолько сильное впечатление, что мы решили сделать посещение чемпионатов Европы традицией. То есть уже тогда мы начали грезить о Франции, хотя и понимали, что за 4 года в жизни может случиться что угодно. И вот, как и тогда, примерно за год до события открылся прием заявок на билеты. Без лишних разговоров решили, что мы в теме, и зарегистрировали несколько заявок на матчи разных стадий. Нам повезло, одна из заявок выиграла, однако прошлый опыт сыграл с нами злую шутку, и в нужный момент на нашей банковской карте не оказалось средств на оплату. Билеты улетели другим болельщикам, а мы пролетели мимо Евро. Так нам казалось.

Чем ближе становился Евро, тем грустнее было, что мы на него не поедем. Но март 2016 года всё изменил. Где-то в подсознании и ранее витали надежды, что вот должен когда-то там заработать портал перепродаж билетов. И он заработал. Словить свободный билетик оказалось делом не простым, но выполнимым. При появлении билетов их сразу же выкупали. Несколько раз мы были на грани покупки тикетов на четвертьфинальный матч в Марселе, дата которого нам не слишком подходила. Да, риск не купить билеты вообще был велик, поэтому следующий попавшийся город и дату взяли не задумываясь. Итак, Бордо, 2 июля, 1/4 финала, цена вопроса – 85 евро. По сетке, как мы уже позже узнали, туда почти с 99% вероятности проходила Германия и кто-то из ряда крепких команд Бельгии, Италии, Испании и Хорватии. Конечно, было бы фантастически круто, если бы Италия заняла 1-е место и успешно прошла 1/8. Но рассчитывать на такой расклад, глядя на нынешний состав Скуадры, не приходилось. Да и черт с ним, главное мы едем на Евро! В течение ближайших двух недель быстренько прикинули маршрут. На поезде в Вильнюс, самолетом в Париж и поездом в Бордо. Обратно через Париж и Варшаву. Путешествие вышло не совсем бюджетным, но выбирать особо не приходилось, – около 85 евро за переезд из Минска в Бордо на одного человека. Может даже удобнее было бы воспользоваться услугами Белавиа, а может и нет:)

27 июня вся Европа стала свидетелями, как сборная Италии – победитель группы E в 1/8 финала триумфально обыграла чемпионов Европы испанцев, а мы узнали участников нашего матча. Предсказуемо и непредсказуемо одновременно, пару команд, сыграющих в Бордо, составили Германия и Италия. Для меня, как преданного болельщика Скуадры Адзурры, это было нечто фантастическое. Намечалась очередная поездка-мечта.

День 0. Холодный Париж.

Днем пятницы 1 июля мы сели на скоростной поезд Минск-Вильнюс и уже через пару часов были на литовской территории. Погода позволила занять время неспешной прогулкой по изведанным и неизведанным улочкам Вильнюса до центра и обратно. Потом была столовка Икеи, аэропорт, три часа полета, и вот мы в Бовэ, а точнее в аэропорту Париж-Бовэ, который от столицы Франции находится на удалении 70 км. Этот аэропорт «величают» одним из самых убогих в Европе, и было интересно его заценить. Жена назвала его ангаром, а я бы сказал типичный маленький аэропорт. Зато был украшен плакатами Евро-2016. Трансфер покупали заранее на сайте по минимальной цене – 14,5 евро. Остановку автобуса нашли быстро, а через час с небольшим были уже в Париже, вблизи станции метро Порте-Майло. Пока нашли открытый вход в подземку, знатно померзли – погода в Париже была совсем не летней. Дальше предстоял небольшой квест – попасть на ночевку в забронированную на Airbnb квартиру. Поскольку наш хозяин не ответил ни на сообщение на сайте, ни на смс, пришлось звонить. Благо, он был дома, и был готов нас принять. Приехали и провалились в сон.

День 1. Матч.

Ранним утром с парижского вокзала Монпарнасс мы отправились в Бордо. Расстояние между Парижем и Бордо составляет более 500 км, а это порядка 10 часов езды на автобусе. Именно по этой причине мы выбрали не автобус, а поезд. Поезда во Франции развиты отлично, и расстояние в полтысячи километров они способны преодолеть за менее чем 4 часа. Так около 10 утра мы были уже на месте. Вокзал в Бордо, погрязший в строительных лесах, встречал уже знакомыми плакатами Евро. Пока заселились в квартиру, передохнули, был уже обед, и мы решили занять оставшееся до матча время посещением музея вин La Cité du Vin, который был торжественно открыт в преддверии чемпионата. От центра города он находится на некотором удалении, поэтому чтобы добраться лучше воспользоваться трамваем. Своеобразное знакомство с городом у нас произошло по пути на остановку, который лежал через пару жилых кварталов. Переполненные мусорные контейнеры, грязь и ужасный запах – вот что нам довелось лицезреть на улицах Бордо. Вечная проблема? Наплыв туристов? Эмигранты? Остается гадать. Но не суть. Трамвай остановился у красивого моста с четырьмя высоченными стеклянными колоннами. (Позже вычитал, что этот мост был открыт президентом Франции в 2013 году, оснащен вертикально-подъемным механизмом и по мере надобности способен подниматься на 50 метров). И почти сразу мы увидели футуристичное золотисто-серебристое здание нового музея. Отдав за вход по 20 евро с человека, мы пошли знакомиться с новинками современных технологий, которыми музей напичкан с ног до головы. Получили много нового экспириенса – там можно было и посмотреть, и понюхать, и послушать, и потрогать. Свою цену музей оправдал. К слову, входной билет сразу включал аудиогид и дегустацию с панорамной площадкой.
Время близилось к вечеру. Мы решили не тратить деньги за доставку на стадион спецавтобусом, которая стоила 3 евро, а решили ногами добраться до нужной нам трамвайной линии. За время прогулки познакомились с творчеством местных граффитистов – как раз проходил какой-то фестиваль, а также с новинками домостроения — свежие многоквартирные дома выглядят там шикарно. Стадион «Матмю Атлантик» расположен на окраине города, и даже на трамвае ехать до него прилично. Как и предполагалось, транспорт и территория у арены была заполонена в основном немцами. И лишь небольшие группки голубого цвета скромно мелькали то тут, то там – итальянских фанов по ощущениям было раз в 5 меньше. Вход на стадион предваряли несколько уровней тщательной проверки, но больших очередей замечено не было — группы стюардов работали четко. Сама арена просто шикарна. Белоснежное строение в буквальном смысле блестит на солнце. Отличный экземпляр в копилку посещенных стадионов. На территории было несколько палаток с едой и напитками, а также официальный фан-шоп, где приезжие скупали всё подряд. Итальянских маек моего размера уже не было, а последний шарф забрали почти прямо перед носом. Внутри стадиона всё же было поинтересней. Там я и нашел еще один маленький фан-шоп, где удалось купить сувенирный шарф Италии с символикой Евро-2016. Трибуны вместимостью 48 тысяч зрителей как внешне, так и по удобству сидения и просмотра сделаны идеально. Наши места были ровно за воротами на верхнем ярусе, а прямо под нами находился немецкий фан-сектор, который при выходе команд на поле нагло затянул трибуну огромным флагом. И все таки с местами повезло, потому что рядом с нами сидели итальянцы. Передать в тексте те чувства, которые возникали ТАМ, нереально. Этот заряжающий итальянский гимн, эти легендарные фамилии на майках, эта энергетика Антонио Конте, эти эмоции сидящих сзади нас итальянцев, и в конце концов этот напряженнейший матч, достойный финала. Скажу больше: для меня это был настоящий финал. Италия вышла на этот матч, как на финал. Всё, что бы ни произошло после матча, было уже не важно. Буффон и компания проиграли в серии пенальти. Спасибо команде, за игру, за самоотдачу, за хорошее выступление на этом Евро.
После матча часть людей двинулись своим ходом, а часть на трамвайную остановку, в числе которых были и мы. Удивительно и приятно было то, как культурно и спокойно вели себя радостные немецкие фаны. То ли потому, что это был еще не финал, то ли все силы остались на стадионе, то ли чувствовали, что через несколько дней их команда вылетит из турнира.

День 2. Бордо.

Хорошенько выспавшись, утром воскресного дня мы пошли смотреть Бордо – город, который отлично сохранился со времен средневековья и здорово был дополнен более современными изобретениями, как например развитая трамвайная сеть. Видели рынок, видели горы антиквариата на соборной площади, смотрели на старый город с колокольни, гуляли по набережной и красивому мосту через реку Гаронну, кушали морепродукты с вином, фотографировали красивые старые здания, слушали уличный французский рэп. А больше всего времени провели на Площади Биржи, известной своим уникальным аттракционом – водным зеркалом.
Интересно, что за время нашей прогулки не было встречено ни одной сувенирной лавки, из-за чего покупку памятных вещиц пришлось откладывать на последний день. А в этот день у нас в плане оставалась еще фан-зона! И матч Франция – Исландия. Перед поездкой читали, что в Бордо самая большая фан-зона после Парижа. И, надо сказать, она действительно была огромна. Самая большая футбольная территория, которую приходилось видеть, не считая стадионы. Гастрономическая зона, спортплощадки, сувенирные лавки, интерактивные развлечения, оборудованные сцены, большие экраны, и море людей. В этот вечер казалось, что сюда стеклось всё Бордо. И не даром, Франция ведь играет. Пока шумящая толпа французов топтала грунт в ожидании голов, мы спокойно скушали Маргариту, а потом, когда счет стал уже крупным, освободили наши места за столиком и пошли играть в одну из интерактивных палаток. Пару раз ударили по мячу, пытаясь попасть в отверстие, потом сыграли по пенальти с компьютером, и попозировали для мини-видеоролика, позже отправленного нам на почту, за что получили подарки. Ход матча не обязывал досматривать игру до конца, и мы решили уйти с фан-зоны чуть раньше всей этой 50-тысячной толпы. Уже в трамвае люди скромными возгласами оповестили о втором мяче исландцев – 5:2.

День 3. Дюна.

Нельзя побывать в Бордо и не съездить к океану. А тем более когда там, на атлантическом побережье, недалеко от курортного городка Аркашон, находится уникальнейшее творение природы – огромная песчаная дюна. Для поездки в Аркашон, как нам удалось выяснить на вокзале Бордо, можно воспользоваться специальным предложением Pass Ocean – 15 евро за билет туда-обратно в любое время указанного дня. Не без помощи девушки-консультанта купив билеты и едва успев на отправляющийся поезд, мы двинулись в сторону океана.
После Бордо Аркашон показался чистейшим и милейшим местом. Аккуратные дома, убранные тротуары, минимум людей и машин. Отдохнуть бы там пару деньков. Но у нас был только день, в который мы должны были вместить осмотр Аркашона, поездку на дюну и пляж. Солнце светило ярко, а температура воздуха близилась к +30, потому нами сразу было решено купить головные уборы во избежание казуса, произошедшего в Барселоне. Там же, в Аркашоне, мы наконец нашли сувенирные магазинчики. Закупившись едой, примерно в 13:00 мы отправились на дюну. Автобус номер 1 ходит туда каждый час, стоимость проезда составляет 1 евро, время в пути – около 30 минут. По дороге от остановки до дюны можно прикупить еще сувениров, мороженого, сходить в туалет. Для автовладельцев есть платная стоянка. В-общем, достопримечательность оформлена там, как следует. Сама же дюна – это огромная насыпь из чистейшего белого песка. Сложно представить, сколько потребовалось БелАзов, если бы она была искусственной. Еще одна важная особенность этой Дюны в том, что находится она прямо у берега, то есть с одной стороны открывается шикарный вид на Бискайский залив, а с другой – на бескрайние леса Аквитании. Вдоволь налазавшись и нафоткавшись, мы пошли к пляжу. Спуск отнимает прилично времени, поэтому далеко не все посетители дюны решаются идти к океану. Полоса пляжа очень длинная и, видимо, прийдя в любой день здесь будешь чувствовать себя свободно. Разложившись на теплом песочке, мы поспешили ощутить на себе прохладу океанских волн. Несколько часов мы провели на этом замечательном пляже, купаясь, попивая местное вино и наслаждаясь видами. Но надо было возвращаться. Обратный путь через дюну дался нелегко – расслабленное состояние и жара дали о себе знать на полную мощь. С передышками мы добрались-таки до «земли» и потопали на автобус. К 9 вечера мы были в Бордо, а через 8 часов уже просыпались на поезд до Парижа.

День 4. Дорога домой.

Перед отъездом в аэропорт в Париже мы выполнили квест по возврату забытого в квартире зонта, и на большее времени уже не хватило. Решили, что Парижу в любом случае нужно в будущем отвести отдельную многодневную поездку. Следующими нашими пунктами в маршруте были Бовэ, Модлин, Варшава, и Минск.

Бюджет поездки.

В этот раз расписывать в подробностях затраты не буду, потому что, как писал выше, выбирать в большинстве случаев не приходилось. В общей сложности на двоих мы потратили порядка 1000 евро.